4ГПЗ:персоналии
Яков Соломонович Юсим
Директор Куйбышевского подшипникового завода (4ГПЗ)Решетов Михаил Александрович
Старший лейтенант медицинской службы, начальник медицинского пункта полка.4ГПЗ
Под размещение им выделили территорию Линдовского военного городка, в границах улиц Мичурина, Луначарского и Московского шоссе. Однако у 4 ГПЗ - такое название предприятие получило в Куйбышеве - сразу же появился филиал на Безымянке: его разместили в корпусах Куйбышевского завода запасных частей для железнодорожного транспорта.
Осенью 1941 года на счету у советского правительства был каждый танк, каждый самолёт. При этом для них остро не хватало ряда комплектующих деталей, в том числе подшипников. Когда в октябре 41-го немцы предприняли массированное наступление на Москву, в Челябинске стояли почти готовые танки, для окончательной сдачи которых не хватало лишь мелочи – подшипников для ходовой части. Между тем вывезенный в Куйбышев подшипниковый завод № 1 к тому времени ещё не завершил монтаж своего оборудования. Специально прилетевший в запасную столицу представитель Государственного Комитета Обороны (ГКО) пригрозил руководству завода жесткими мерами, если 20 ноября подшипники не будут готовы. В итоге 21 ноября на предприятии собрали первую партию подшипников (почти 10 тысяч штук), и представитель ГКО улетел с ними на Урал. Эту дату с тех пор и стали считать днём рождения ГПЗ-4.
С каждым днем на заводе наращивали выпуск столь нужных фронту изделий. В декабре 1941 года здесь уже собрали 62 тысячи подшипников, а к концу года завод смог полностью обеспечить оборонные производства не только танковыми, но и авиационными комплектующими. Всего же за годы войны предприятие выпустило более 50 миллионов подшипников.
Кроме подшипников, во время войны в безымянском филиале 4-го ГПЗ изготавливали минометы, гранаты и мины.
23 января 1943 года предприятие получило орден Ленина.
В 1946 году завод разделён на два самостоятельных предприятия: ГПЗ-4 и ГПЗ-9. Было решено, что Завод № 4 (в Линдовом городке) будет выпускать приборные шариковые подшипники, подшипники с длинными цилиндрическими роликами, с витыми роликами, миниатюрные, штампованные упрощённые, свободные шары и др. «Этот завод должен стать основной базой производства крупногабаритных шаров»,— писала газета «Волжская коммуна». Завод № 9 (бывший филиал на Безымянке) будет выпускать в основном роликовые конические подшипники, роликовые цилиндрические повышенной точности и специальные подшипники
В 1948 году в строй ввели стационарную котельную, заменившую восемь паровозов, дававших тепло предприятию всю войну. В 1950 году был открыт цех сверхкрупногабаритных подшипников (500 мм диаметром). 17 мая 1950 года Якова Юсима отстранили от должности директора. В 1952—1958 годах начались работы по автоматизации производства: применение сборочных автоматов повысило производительность и снизило себестоимость. В 1954 году как филиал Четвёртого государственного подшипникового завода начинает работу Завод приборных подшипников. В 1959—1965 годах были построены новые корпуса, вступил в строй цех-автомат проектной мощностью 4 миллиона 200 тысяч подшипников в год. Также началось строительство цеха сверхкрупногабаритных подшипников (ЦСП): он заработал на полную мощность в 1970 году. Завод первым в СССР наладил производство подшипников диаметром 3,5-4 метра. В 1971 году завод был награждён вторым орденом Ленина — за обеспечение авиационно-ракетной техники специальными подшипниками. В 1976—1980 годах на заводе была построена новая кузница. Была создана ремонтная база с токарными, фрезерными и строгальными станками. В 1985 году завод был награждён Орденом Отечественной войны первой степени.
К 1990-му году 4 ГПЗ выпускал 20 % всех производимых в СССР подшипников
У 4 ГПЗ имелась своя социальная инфраструктура: Дом культуры (ул. Мичурина 98), база отдыха, детский сад, поликлиника. Был собственный стадион «Торпедо» и заводская команда по хоккею с мячом «Подшипник»; на территории стадиона (ул. Мичурина, 90) были зал для волейбола, боксёрский и тренажёрный залы. Были и засекреченные объекты, например бомбоубежище на ул. Магистральной.
В 1988 году из состава производственного объединения был выведен ГПЗ-9.
В 1990 году стал самостоятельным завод приборных подшипников, ГПЗ-31.
Экспонаты связанные с топонимом - «4ГПЗ».
Копия характеристики на директора Куйбышевского Ремонтно-подшипникового завода тов. Маклера Бориса Борисовича
Бумажная копия